Ранее в этом месяце Ай’Джа Уилсон из команды WNBA “Лас-Вегас Эйсз” вышел на арену перед показательной игрой, одетый в укороченную толстовку с капюшоном и надписью «Конечно, у меня есть обувь dot com» под логотипом Nike swoos. На веб-сайте Nike размещено официальное объявление о выпуске фирменных кроссовок A’One, разработанных в сотрудничестве с Wilson, которые появятся на прилавках в 2025 году. “Вы думали, мы спокойно отнесемся к тому, что у нас есть чемпион SEC, чемпион страны, выбор под первым номером на драфте, пятикратный победитель матча всех звезд, олимпийский чемпион США?” — говорилось в заявлении, и список наград можно было продолжать. “Конечно, у Ай’джа есть ботинок”.
Это был ироничный ответ на вопрос, который давно интересовал поклонников баскетбола: почему Nike не заключила контракт на покупку кроссовок с Уилсоном, одним из самых известных игроков WNBA, которого многие считают выдающимся талантом лиги?
Оказалось, что Nike и Уилсон более года работали вместе над выпуском ее кроссовок. Обе стороны согласились с решением хранить молчание до завершения этапа разработки дизайна.
Но Nike, похоже, приняла критику на свой счет. В X, бывшем Twitter, баскетбольный аккаунт Nike даже вернулся, чтобы ответить на твиты недельной давности от пользователей, которые ставили под сомнение отсутствие у Уилсона фирменных кроссовок, указав только URL-адрес: “OfCourseSheHasAShoe.
Com”.
Решительность бренда говорила о многом: несмотря на то, что сделка готовилась более года, она, тем не менее, давно назрела. Компании, производящие спортивную одежду, традиционно недооценивают поддержку звезд женского баскетбола, поскольку из-за низкой зрительской аудитории WNBA сделки по продаже кроссовок стали менее коммерчески выгодными.
Но в последние месяцы женский баскетбол вступил в новую эру, достигнув новых высот в зрительской аудитории и культурном статусе. В апреле драфт WNBA собрал самую высокую аудиторию за всю историю трансляции, а финал женского баскетбольного турнира NCAA стал самым посещаемым баскетбольным матчем — мужским или женским, студенческим или профессиональным — с 2019 года.
Не только Nike стремится извлечь выгоду из новообретенной привлекательности: на прошлой неделе Adidas объявила о создании новой руководящей должности для легенды WNBA Кэндис Паркер, которая была назначена президентом женского баскетбола. В октябре Reebok назвал Энджела Риза, который в прошлом сезоне прославился как выдающийся баскетболист колледжа Университета штата Луизиана, фирменным спортсменом и лицом недавно обновленной баскетбольной категории бренда под руководством Шакила О’Нила.
Для брендов привязывать свой имидж прежде всего к таким звездам игры, как Кларк, Уилсон, Риз и Паркер, — это просто разумный бизнес. “Эти женщины вступают в лигу в центре внимания, которого мы никогда раньше не видели”, — сказал Майкл Сайкс, специалист по индустрии кроссовок и баскетболу, основатель информационного бюллетеня Kicks You Wear. “Бренды должны ковать железо, пока оно горячо, а оно сейчас очень горячее”.
Традиционно ажиотаж вокруг женского баскетбола на уровне колледжей не приводил к росту зрительской аудитории и коммерческому интересу. Отсутствие интереса к женскому баскетболу дало брендам и средствам массовой информации повод держаться в стороне, но растущую популярность женского баскетбола больше нельзя игнорировать.
По данным ESPN, апрельский финал женского баскетбольного турнира NCAA собрал более 24 миллионов телезрителей, что не только превзошло аналогичный матч среди мужчин, но и побило последние рекорды по количеству зрителей в целом. Также помогает то, что звезды женского баскетбола университетского уровня не могли зарабатывать деньги на своем имени, имидже или подобии (НОЛЬ), пока эта политика не изменилась в 2021 году.
Спортсменка из Университета Южной Калифорнии Джуджу Уоткинс была одной из первых спортсменок, подписавших контракт с Nike, а также с другими брендами, такими как Estee Lauder. На самом деле, Nike и Adidas вряд ли первыми воспользовались возможностями спонсорства, которые появились в последние годы.
Теперь они конкурируют с брендами косметики и предметов роскоши за возможность поработать с такими брендами, как Wilson и Reese. Риз, например, также является послом Mielle Organics и Good American. Prada одела Кларка на вечер драфта WNBA — это был первый случай, когда бренд одел баскетболиста, будь то мужчина или женщина. А ранее на этой неделе Skims начал сотрудничество с WNBA, организовав кампанию с участием таких ветеранов, как Паркер, Кэмерон Бринк и Келси Плам. “Сейчас так много талантов и так много молодых звезд, что, я думаю, они помогут этим брендам развиваться и в будущем”, — сказал Сайкс.
Подписание контракта — одна из крупнейших инвестиций, которую бренд может сделать в звездного спортсмена. За исключением выплаты вознаграждения спортсмену, это самый высокий уровень поддержки, который предлагают бренды, когда спортсмену больше не просто платят за ношение экипировки бренда, но и за возможность совместно создавать линию кроссовок и одежды со своим именем (а иногда и с собственным логотипом) рядом с именем бренда.
Это основа, заложенная знаковой сделкой Майкла Джордана с Nike по производству фирменных кроссовок в 1984 году, которая с тех пор превратилась в бренд Air Jordan стоимостью 6 миллиардов долларов. Но женщины-спортсменки значительно недопредставлены в этих сделках.
На сегодняшний день на рынке представлены только три активных игрока WNBA с фирменными кроссовками: Бреанна Стюарт (Stewie 1, Puma), Елена Делле Донн (Air Deldon 1, Nike) и Сабрина Ионеску, чьи кроссовки Sabrina 2 будут представлены в следующем месяце. В НБА, с другой стороны, насчитывается более 30 именитых спортсменок.
До Делле Донн последним игроком WNBA, выпустившим фирменную обувь, была Кэндис Паркер в 2012 году. В женском спорте такие сделки играют решающую роль в выплате компенсаций. Даже лучшие женщины-игроки получают базовую зарплату, которая далеко не так высока, как у их коллег-мужчин. Например, восьмилетний контракт Кларк с Nike стоимостью 28 миллионов долларов затмевает ее скромную годовую зарплату в WNBA в размере 76 535 долларов.
Подписные соглашения также являются важным козырем для брендов, борющихся друг с другом за включение следующего поколения звезд баскетбола в свои списки. Подписание Кейтлин Кларк контракта на поставку собственной фирменной обуви отчасти помогло the Swoosh заключить сделку в апреле после напряженной торговой войны с участием Adidas, Puma и Under Armour.
Это также помогло Шакиллу О’Нилу закрыть компанию Angel Reese для Reebok. “Я хочу, чтобы люди носили мою обувь”, — сказала Риз своим поклонникам на TikTok в мае. “Мне нравится, что они позволяют мне быть творцом всего, что я хочу сделать”.
По словам Эрика Уайза, генерального директора Adidas basketball по всему миру, растущая популярность женского баскетбола дает возможность более целенаправленно продвигать товары для женщин-потребителей. Важной задачей Кэндис Паркер, недавно назначенной на должность главы отдела женского баскетбола бренда, будет контроль за созданием большего количества вариантов обуви, разработанных специально для спортсменок.
По словам Уайза, Parker построит женскую баскетбольную категорию бренда на восходящих звездах своего состава, таких как канадская нападающая Алия Эдвардс и Алия Бостон, лучший новичок WNBA 2023 года. “Это лишь верхушка айсберга того, что ждет баскетбольную категорию Adidas”, — сказал он.
Твитнуть