Если бы покупатель подошел к прилавку с парфюмерией и почувствовал запах Tom Ford Ebene Fume и Clinique Happy, ему было бы трудно найти что-то общее между этими двумя ароматами: первый — дымный, древесный аромат, который продается почти за 300 долларов, а второй — цитрусово-цветочная смесь, стоимость которой составляет треть цены.
Но создателем обоих ароматов является один и тот же человек: парфюмер Родриго Флорес-Ру. Но его имени вы нигде не найдете на флаконе. “Парфюмеры во многих случаях были авторами-призраками”, — говорит Флорес-Ру, вице-президент по парфюмерии Givaudan. Помимо Ebene Fume и Happy, он является создателем ароматов для мексиканского нишевого бренда Xinu и дизайнера Тома Брауна. Нет ничего необычного в том, что парфюмеры, также известные как noses, разрабатывают столь широкую линейку ароматов. Поскольку разработка парфюмерных формул передана на аутсорсинг всего нескольким производителям парфюмерии, таким как Givaudan и DSM-Firmenich, многие из самых продаваемых ароматов на рынке создаются разными людьми, даже если эти имена или лица редко известны за пределами узкого круга любителей парфюмерии — если только не указано иное. носы предпочитают создавать свои собственные бренды.
Но по мере того, как знатоки парфюмерии становятся все более популярными, благодаря таким сообществам, как FragranceTok, парфюмеры становятся все менее и менее анонимными. “Если вы посетите церемонию вручения премии Fragrance Foundation Awards, то увидите, что при упоминании духов на экране практически каждый раз упоминается парфюмер, чего не было 10 лет назад”, — добавил Флорес-Ру.
Такие бренды, как Editions de Parfums Frederic Malle и Essential Parfums, также взяли за правило публиковать имена парфюмеров на своих произведениях, обращаясь к потребителям ароматов, которые больше, чем когда-либо, ценят прозрачность. Но большинство брендов не привлекают парфюмеров к маркетингу, а некоторые, например, Tom Ford, вообще не публикуют имена своих парфюмеров.
Для некоторых брендов это не обязательно плохо, поскольку они предпочитают сосредоточиться на создании, а не на рекламе. “Быть звездой всегда приятно, но никогда не забывайте, что вы должны продолжать проявлять творческий подход”, — говорит Энн Флипо, мастер-парфюмер International Flavors &Fragrances, Inc. Несмотря на то, что социальные сети и онлайн-форумы по парфюмерии сделали знания об ароматах более доступными, парфюмерия остается относительно эксклюзивной отраслью.
Подготовка к карьере парфюмера почти полностью находится в ведении французских учебных заведений, таких как Версальский международный парфюмерный институт, Институт косметики и пищевой парфюмерии и Грасский институт парфюмерии, и на высшем уровне в этой области по—прежнему доминируют мужчины, хотя ситуация постепенно меняется. Здесь, в сфере красоты, представлены лучшие парфюмеры, которые внедряют инновации в различные ароматы — от дизайнерских до нишевых, от роскошных до массовых.
Местонахождение: Париж, Франция Квентин Биш едва не отказался от карьеры парфюмера из-за одного предмета: химии. Он родился в Страсбурге и влюбился в парфюмерию, хотя вырос в окружении таких мощных ароматов, как Yves Saint Laurent Opium. Бишу сказали, что для поступления в парфюмерные школы требуется знание химии, что оказалось серьезным препятствием. “Я вообще не химик. Я очень плох в химии”, — сказал он. После того, как он занялся театральным дизайном, он предпринял последнюю попытку заняться парфюмерией без научного образования и в 2008 году был принят в парфюмерную школу Givaudan. И делать все по-своему стало его отличительной чертой. “Если вы посмотрите на все мои успехи, то увидите, что лучшие из них — это примеры того, как я был свободен”, — сказал Биш. “Никто не пришел сказать: «Добавь это», просто избавься от этого. [Не было] никаких помех”.
Так было в случае с Fleur Narcotique, искрящимся цветочным ароматом, который он предложил Ex Nihilo для дебюта бренда в 2014 году. “Я сказал команде Ex Nihilo: ”Я дарю вам то, что станет хитом», — сказал он об аромате, который позже стал бестселлером бренда.
Последующие дизайнерские творения, такие как Angel Muse для Mugler, помогли Бишу завоевать репутацию создателя захватывающих женских ароматов, но он называет Delina от Parfums de Marly поворотным моментом в своей карьере. Бренд впервые выпустил этот аромат в 2016 году. “Поначалу им это действительно нравилось, но они не сохранили это”, — сказал он.
Немного уменьшив количество ревеня, мы изменили правила игры, и на свет появилась Делина. С тех пор Delina стала лидером продаж Parfums de Marly, благодаря чему годовой объем продаж бренда достиг примерно 300 миллионов долларов, в 2023 году бренд был приобретен частной инвестиционной компанией Advent International.
Но, несмотря на прозорливое видение таких хитов, как Delina, Биш описывает работу парфюмера как процесс постоянного обучения. “Это многому учит о скромности”, — сказал он. “Вам не нужно быть слишком уверенным в себе, потому что вы ничего не знаете”.
Известные творения: Ex Nihilo Fleur Narcotique (2014), Mugler Angel Muse (2016), Carolina Herrera Good Girl (2016, создан совместно с Луизой Тернер), Parfums de Marly Delina (2017).
Местонахождение: Нью-Йорк, штат Нью-Йорк Немецкий парфюмер Франк Фолькль создал ароматы для таких разных имен, как Ариана Гранде и Оскар де Ла Рента, но его самое известное творение доказало, что инновационный аромат может заменить любой бренд: Le Labo Santal 33. “Это нечто среднее между благословением и проклятием”, — сказал Фолькл о напыщенных сандаловых духах, которые бывший президент Estee Lauder executive group Джон Демси однажды назвал “ароматом-иконой целого поколения”.
“У нас не было намерения, чтобы этот аромат стал культовым во всем мире.
Конечно, каждый бренд всегда надеется и желает этого, но это невозможно спланировать заранее”.
Карьера Фолькля как парфюмера также была случайной. Хотя он с детства был чувствителен к запахам, он открыл для себя парфюмерную индустрию только тогда, когда его семья переехала в Париж, когда он был подростком. “Парфюмерия была полностью в тени.
И в своем невежестве я думал, что Calvin Kleins создают свои собственные ароматы”, — сказал он. Друг его родителей рассказал ему об ISIPCA, открыв дверь для его карьеры парфюмера. Фолькль — это не просто чудо—блеск You, который он создал совместно с Дорой Багриче, не только воплотил в аромате принцип культового косметического бренда “кожа прежде всего”, но и задал тренд на прозрачные ароматы для кожи. Несмотря на свои героические творения, Фолькль говорит, что даже таким ведущим парфюмерам, как он сам, приходится бороться за проекты от ведущих брендов.
Он считает, что ключевая часть работы заключается не только в том, чтобы реагировать на победы, но и на поражения. “По статистике, разочарований у меня больше, чем успехов. Просто так это работает”, — сказал он. “Вам нужно быть эмоционально вовлеченным, чтобы творить, но вы также должны быть достаточно отстраненным, чтобы не быть полностью уничтоженным, когда потеряете проект”.
Известные творения: Sarah Jesscia Parker Covet (2007), Le Labo Santal 33 (2011), Glossier You (2017, создан совместно с Дорой Багриш), Kilian Roses on Ice (2020).
Местонахождение: Париж, Франция Часть работы мастера-парфюмера заключается в том, чтобы передать свои знания следующему поколению. Энн Флипо, которую в 2019 году IFF назвала мастером парфюмерии, советует начинающим создателям видеть себя не просто художниками, но и спортсменами: “У вас должно быть очень крепкое здоровье”, — говорит Флипо. “Если вы постоянно болеете, это сложно, потому что у вас будут проблемы с обонянием”.
Не менее важна выносливость, особенно в борьбе за трусы от ведущих брендов — как это неоднократно делала компания Flipo, работая над моделями Yves Saint Laurent’s L’Homme и Libre, Paco Rabanne’s Lady Million и Lancome La Vie Est Belle. “В самом начале, когда вы работаете над проектом, вы должны понимать, что конкурентов много”, — сказала она. “Воплотить вашу идею в жизнь очень сложно.
Это очень долгий путь. ” Flipo напоминает, что Libre от YSL разрабатывался семь лет, прежде чем выйти на рынок в 2019 году. Флипо выросла на севере Франции, где ее отец был главой сахарного завода, и с ранних лет познакомила ее с вызывающими привыкание ароматами и вкусовыми качествами.
Когда в 1981 году она начала свое обучение в Версальском институте парфюмерии (ныне ISIPCA), женщин-парфюмеров было сравнительно немного. “София Гройсман, я думаю, была первой женщиной с мировым именем, за которой [я] захотел последовать, потому что она была создательницей [Lancome] Tresor, [Calvin Klein] Eternity”.
Несмотря на недостаточное представительство женщин, Флипо сказала: “Мне никогда не приходилось бороться за то, чтобы меня узнали”.
В 2023 году 40-летняя карьера Флипо принесла ей награду за жизненные достижения от Fragrance Foundation. Тем не менее, у нее нет признаков замедления темпов роста, и она по-прежнему стремится к инновациям, таким как биотехнологии и искусственный интеллект, для изменения своей отрасли. “Я думаю, что в будущем мы увидим много изменений в нашей палитре”, — сказала она.
Известные творения: Paco Rabanne Lady Million (2010, создан совместно с Беатрис Пике, Домиником Ропионом и Бруно Йовановичем), Jo Malone Basil & Neroli (2016), Libre от YSL (2019, создан совместно с Карлосом Бенаимом), Frederic Malle Synthetic Nature (2021).
Местонахождение: Нью-Йорк, штат Нью-Йорк Если вы обращали внимание на парфюмерные новинки, выпущенные в прошлом году, трудно было бы не обратить внимание на работу Джерома Эпинетта. От изысканной парфюмерной линии Виктории Бекхэм до приятного парфюмерного дебюта Гарри Стайлза, Epinette — это аромат, стоящий за всеми ними. “Моя мама передала мне мою страсть”, — сказал Эпинетт о своем детстве в Бургундии, где его мать владела парфюмерным магазином. Эпинетт учился в Грасском институте парфюмерии, а затем переехал в Париж и, в конечном счете, в Нью-Йорк, где в 2006 году открыл творческий центр Роберте.
Но его раннее знакомство с парфюмерией остается влиятельным. “[Моя мама] общалась с клиентами, пыталась продавать ароматы и рассказывать им истории”, — сказал он. “Эта часть была мне интересна, я просто пытался понять потребности потребителей”.
Твитнуть