На долю парниковых газов, производимых потребителями и цепочками поставок, обычно приходится более 70% углеродного следа компании. Эта реальность означает, что компании не могут взять на себя серьезные обязательства по снижению воздействия на окружающую среду, не устраняя этот массовый источник выбросов, известный как сфера 3. В то же время, проблемы с данными, связанные с выбросами по третьей категории, стали легендарными, в то время как некоторые утверждают, что компании в любом случае имеют ограниченные возможности влиять на свои цепочки создания стоимости.
Неудивительно, что сложность темы оказалась препятствием для некоторых компаний, пытающихся установить целевые показатели, равные нулю. Но инициатива Science Based Targets, крупнейшая в мире организация по проверке корпоративных целей в области климата, заявила, что мы, возможно, неправильно смотрим на проблему.
В документе, опубликованном во вторник, SBTi предложила возможный новый подход, направленный на то, чтобы позволить компаниям “лучше оценивать свои климатические показатели и сообщать о них” таким образом, чтобы это выходило за рамки простого раскрытия совокупных выбросов по третьей категории. В частности, SBTi изучает, как включить новые показатели, которые оценивают соответствие закупок и получения доходов компанией глобальным целям в области изменения климата.
Корпоративные цели Scope 3 “могут послужить мощным механизмом для интеграции наших глобальных климатических целей в основу экономики”, сосредоточив внимание на том, как компании поставляют товары и получают доход, заявили в SBTi. Идея состоит в том, чтобы измерить, как “направляются операционные расходы и извлекаются доходы от организаций, видов деятельности, товаров первой необходимости, продуктов и услуг, которые достигли уровня выбросов, совместимого с достижением чистого нулевого уровня выбросов”, — говорится в сообщении SBTi. “Бороться с выбросами в цепочке поставок концептуально сложнее, чем с прямыми выбросами внутри компании”, — сказал Хольгер Хоффманн-Рим, который работает в швейцарской некоммерческой организации Go for Impact и входит в техническую консультативную группу SBTi. “Главная задача заключается не в том, чтобы снизить выбросы по третьей категории, а в том, чтобы как можно быстрее обеспечить сокращение прямых выбросов всеми поставщиками”.
Чтобы встать на путь достижения целей Парижского соглашения по климату, SBTi заявила, что оценивает как показатели, основанные на выбросах, которые измеряют “воздействие”, так и показатели, не связанные с выбросами, которые отслеживают “результаты”.
Но в кажущемся маловероятным признании климатической группы, название которой — наука, SBTi заявила, что наука о климате, возможно, не содержит ответов на все вопросы. “Хотя наука может указать нам временные рамки и форму кривой выбросов, она может не дать необходимого понимания того, как компании должны действовать, чтобы справиться со своими выбросами”, — сказали в SBTI. “Для многих конечных показателей, таких как доля расходов на закупки, приходящихся на поставщиков с научно обоснованными целями, или доля товаров с высоким уровнем выбросов, сертифицированных на нулевой уровень, ориентиры для определения будущих уровней эффективности могут не быть напрямую получены из науки о климате”.
В настоящее время выбросы категории 3, которые измеряются в тоннах эквивалента диоксида углерода, или tCO2e, представляют собой совокупность 15 различных категорий источников выбросов — от приобретенных товаров и услуг до деловых поездок.
Изучение новых показателей для учета этого нюанса может оказаться полезным, сказал Жиль Дюфрасн, ведущий специалист по глобальным углеродным рынкам Carbon Market Watch. “Утверждение о том, что производитель автомобилей должен иметь определенный процент от продаж электромобилей с аккумуляторными батареями, или производитель стали должен иметь определенное количество экологически чистой стали, помогло бы нам отойти от очень грубого показателя tCO2e”, — сказал Дюфрасне. “Идея дополнить целевые показатели по выбросам парниковых газов другими показателями, относящимися к конкретному сектору, действительно интересна и многообещающая”.
Документ SBTi Scope 3 был опубликован в рамках более широкого пакета исследований, которые будут способствовать обновлению корпоративного стандарта группы «Чистый ноль», который является основой для корпоративной декарбонизации. (В отдельном отчете группа заявила, что, по ее мнению, различные виды углеродных кредитов “неэффективны в достижении запланированных результатов по смягчению последствий”.) Разработка более подходящих показателей — это лишь один из ряда вариантов, которые, по словам SBTi, рассматриваются для улучшения постановки целей Scope 3. Другие идеи включают в себя “более детальный подход” к определению границ целевых показателей, позволяющий компаниям уделять приоритетное внимание “наиболее значимым для климата видам деятельности”, а также более вдумчивое рассмотрение степени влияния компании на источники выбросов.
Публикация отчетов последовала за несколькими бурными месяцами в SBTi с тех пор, как в апреле правление компании, по-видимому, одобрило более широкое использование углеродных скидок для компенсации выбросов по третьей категории. Это противоречило его давней позиции и угрожало подорвать доверие к группе. Дорин Стабински, профессор глобальной экологической политики в Атлантическом колледже, которая также является членом технического совета SBTi, приветствует публикацию статьи Scope 3. “Это свежий, научно обоснованный подход, который на 180 градусов отличается от того, что правление SBTi пыталось донести в своем апрельском коммюнике”, — сказала она. ”Ответ на проблему выбросов в рамках 3-й категории не таков: ”это так сложно, так что давайте просто воспользуемся углеродными кредитами», — сказал Стабински. “На самом деле это звучит так: ”Давайте внесем больше ясности в проблемы, связанные с декарбонизацией в различных цепочках создания стоимости, и выберем подходы, которые конкретно их решают».
Автор: Аластер Марш.
Твитнуть