Начиная со следующего года, гидрокостюмы Patagonia будут не просто перерабатываться — они станут новыми. В центре ремонта и дизайна компании “Wetsuit Forge”, расположенном в нескольких кварталах от пляжа в Вентуре, штат Калифорния, на столе разложен первый в своем роде гидрокостюм. Этот костюм выглядит и ощущается как любой другой, но он частично сделан из бывших в употреблении гидрокостюмов Patagonia, переработанных на молекулярном уровне.
В конце срока службы он также будет переплавлен и превращен в новый гидрокостюм с низким содержанием углерода. Прототип является результатом многолетней инициативы компании Patagonia Inc. Чтобы исключить большую часть отходов, которые накапливаются, когда серфер покупает новый гидрокостюм. Хотя розничные продавцы верхней одежды гарантируют пожизненный ремонт в случае износа, рано или поздно наступает день, когда старые гидрокостюмы, ожидающие починки в Вентуре, уже нельзя будет сшить заново.
Некоторые из них перерабатываются в коврики для йоги или сумки-тотализаторы, но все они неизбежно оказываются на свалках. Количество старых гидрокостюмов Patagonia, которые в конечном итоге станут частью обновленных моделей стоимостью 500 долларов, зависит от объема собранных компанией ненужных гидрокостюмов.
Но эта стратегия открывает потенциально повторяющийся цикл, который позволит создать идеальный, бессмертный гидрокостюм. “По сути, гидрокостюм становится бесконечно многоразовым”, — говорит Маккензи Уорнер (Mackenzie Warner), разработчик материалов из Патагонии. Рынок гидрокостюмов стоимостью 2 миллиарда долларов является полной противоположностью быстрой моде, дешевой одноразовой одежде, которая в значительной степени ответственна за растущий углеродный след швейной промышленности.
Серфингисты, как правило, не являются рабами стиля, по крайней мере, когда речь заходит о гидрокостюмах, и часто покупают новые дорогие костюмы только тогда, когда их старые изнашиваются. Ежегодно продается около 7 миллионов гидрокостюмов, и, по прогнозам, к 2033 году мировой рынок вырастет до 3,5 миллиардов долларов.
Компания Patagonia, в частности, превратила экологичность в бренд стоимостью в миллиард долларов, производя одежду для пеших прогулок, скалолазания и серфинга из дорогих, но экологически чистых материалов, а затем убеждая своих покупателей носить эту одежду, пока она не износится, прежде чем возвращать ее для ремонта или перепродажи. Компания продает около 100 000 гидрокостюмов в год. “Долговечность и ремонтопригодность влияют на воздействие на окружающую среду”, — говорит Вероника Бейтс Кассатли, лондонский аналитик индустрии моды, специализирующийся на вопросах устойчивого развития.
Она приводит пример, когда надевала рубашку 500 раз. Если заменить дешевую рубашку после того, как она была надета 10 раз, потребуется изготовить и выбросить 50 рубашек. Но если одну рубашку, сшитую лучше и легко чинимую, можно носить 500 раз, то затраты на охрану окружающей среды значительно снижаются, даже если на ее изготовление затрачивается больше воды и энергии. Несмотря на то, что серфинг ассоциируется с природой, большинство гидрокостюмов являются портновским эквивалентом защиты от разлива нефти.
Они изготовлены из неопрена, синтетического каучука на нефтяной основе. (Многие гидрокостюмы, продаваемые в Калифорнии, даже снабжены государственным предупреждением о том, что они могут подвергнуть вас воздействию химических веществ, которые, как известно, вызывают рак. ) Patagonia собирает гидрокостюмы с истекшим сроком службы для партнера, который испаряет их, чтобы получить так называемую сажу — ключевой компонент неопрена и натурального каучука, используемых в Patagonia. Это элемент нефтяного происхождения, который придает гидрокостюмам прочность и черный как смоль цвет.
Вопрос о том, можно ли бесконечно извлекать технический углерод, еще предстоит научно обосновать, но его повторное использование позволяет избежать попадания старых гидрокостюмов на свалки. Переработанный материал также позволяет избежать выбросов углекислого газа при производстве первичного технического углерода, повсеместно используемого в шинах, пластмассах, чернилах и электронике.
Согласно январской статье, опубликованной в журнале Journal of Cleaner Production, рынок этого материала оценивается в 19,3 миллиарда долларов, который, как ожидается, вырастет на 66 процентов к 2032 году, в результате сжигания гудрона и другого нефтяного сырья ежегодно выделяется до 79 миллионов метрических тонн CO2. “Цикличность — это всегда хороший подход”, — говорит Фабиан Рознер, ведущий автор статьи и доцент кафедры гражданского строительства и охраны окружающей среды Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе. “Если вы сможете утилизировать этот технический углерод, вы сократите количество ресурсов, которые вам нужны в первую очередь”.
Около десяти лет назад Патагония начала заменять неопрен на Yulex — торговую марку натурального каучука, производимого из засухоустойчивых деревьев гевеи и гваюлы, выращиваемых на непахотных землях. Последняя линейка гидрокостюмов компании, выпущенная в сентябре, на 85% состоит из Yulex, и конкурирующие серф-бренды также начали добавлять в свои гидрокостюмы Yulex и другие экологически чистые материалы.
Некоторые из них также приступили к переработке. Но даже гидрокостюмы Yulex изготавливаются из технического углерода. Это побудило предпринимателя по имени Тони Виббелер (Tony Wibbeler) появиться на пороге Patagonia в 2017 году с предложением найти устойчивое решение как проблемы технического углерода, так и проблемы вторичной переработки. Стартап Bolder Industries, основанный Виббелером в Боулдере, штат Колорадо, разработал промышленный процесс получения технического углерода из старых шин, который он продает под названием BolderBlack. Он сказал руководителям Patagonia, что мог бы создать запатентованную формулу, позволяющую делать то же самое для их гидрокостюмов. Виббелер говорит, что метод Болдера на 85 процентов более экологичен, чем традиционное производство технического углерода. Рознер говорит, что экономия CO2 за счет регенерации технического углерода зависит от энергоэффективности процесса регенерации. Но воздействие на окружающую среду может быть существенным: по словам Хаба Хаббарда, менеджера продуктовой линейки компании по серфингу и гидрокостюмам, технический углерод составляет около 20 процентов резиновой пены для гидрокостюмов Patagonia, а также используется для окрашивания переработанной нейлоновой подкладки гидрокостюмов.
В мастерской по изготовлению гидрокостюмов Уорнер указывает на контейнер, полный чернильных гранул BolderBlack. “Для нас было проще простого перейти на BolderBlack, поскольку это оказывает значительное влияние на весь гидрокостюм в целом”, — говорит она. Bolder — не единственная компания, производящая восстановленную сажу для гидрокостюмов.
Тайваньская компания Sheico, которая производит гидрокостюмы для Patagonia и других крупных брендов для серфинга, начала использовать собственную переработанную сажу из старых шин. Однако Patagonia является первой компанией, которая использует переработанный материал из бывших в употреблении гидрокостюмов.
Компания соберет гидрокостюмы с истекшим сроком службы, отстегнет молнии и отправит их в компанию Bolder для извлечения технического углерода. Затем переработанный материал будет отправлен производителю в Патагонию. “Это комплексное решение, а не просто материал из экологически чистых источников или на биологической основе”, — говорит Виббелер, который также является главным исполнительным директором Bolder. “Самое классное в этом то, что это гидрокостюмы для гидрокостюмов”.
Первые гидрокостюмы Bolder Black Patagonia поступят в продажу в 2025 году.
Компания Bolder будет смешивать старые гидрокостюмы с шинами, чтобы для каждого обновленного костюма было произведено достаточное количество Bolder Black. Тем временем компания продолжает совершенствовать долговечность и ремонтопригодность своих гидрокостюмов.
Мастерская по изготовлению гидрокостюмов открылась в 2020 году, когда пандемия Covid-19 вдохновила новую волну серфингистов, придерживающихся рационального образа жизни, заняться этим видом спорта после закрытия спортивных залов. Поскольку перебои в поставках привели к нехватке новых гидрокостюмов, в Вентуру для ремонта прибыло огромное количество подержанных гидрокостюмов — около 6000 за последние три года.
Пандемия также привела к свертыванию программ утилизации, что стимулировало усилия по продлению срока службы гидрокостюмов и прекращению практики повторного использования. “Когда мы получаем все эти костюмы, которые поступают в продажу, мы действительно можем точно определить, где именно произошел сбой в костюме, и отслеживать эти данные для каждого поколения костюмов”, — говорит инженер по гидрокостюмам Patagonia Бадди Пендергаст. “Мы начали выявлять те жесткие корреляции между повторяющимися неудачами, которые мы хотели устранить”.
Чтобы проиллюстрировать свою точку зрения, Пендергаст подходит к столу и берет в руки гидрокостюм, чтобы показать, как шов был заменен на более прочный и быстро поддающийся ремонту.
Когда данные показали, что манжеты на лодыжках часто выходят из строя, команда изменила дизайн и этой части гидрокостюма. Вдоль одной из стен кузницы стоит стойка с досками для серфинга, чтобы инженеры могли протестировать новшества дизайна на Си-стрит, легендарном месте для серфинга неподалеку. Все наработки инженеров и усовершенствования были внедрены в обновленный гидрокостюм. “Мы протестировали его в лаборатории, в полевых условиях и убедились, что он соответствует всем нашим стандартам качества”, — говорит Уорнер.
Динамика быстрой моды привела к тому, что люди часто считают, что “дешевле и проще купить новую вещь, чем ремонтировать существующую”, — говорит Кассатли, аналитик в области моды. Патагония уже изменила этот расчет. Пендергаст говорит, что компания обеспечивает 90-процентный ремонт, в большинстве случаев серфер получает улучшенный гидрокостюм всего за стоимость доставки, не покупая новый. Но успех инициативы BolderBlack будет зависеть от того, смогут ли серферы в последний раз отправить свои гидрокостюмы, не подлежащие ремонту, обратно в Патагонию — по крайней мере, в их нынешней жизни — вместо того, чтобы оставлять их в гараже. “Мы надеемся, что, как только это станет известно, люди начнут доставать свои старые гидрокостюмы, чтобы отправить их нам”, — говорит Хаббард.
Автор: Тодд Вуди.
Твитнуть