Когда на прошлой неделе производитель нейлоновых сумок Baggu дебютировал в сотрудничестве с не менее шумным лейблом Collina Strada, оба бренда ожидали, что это будет настоящий хит. В преддверии выхода в свет их юные онлайн-поклонники восхищались психоделическими принтами и сумочкой в форме лошади в коллекции — стилями, которые олицетворяют непочтительную эстетику Collina Strada. По словам исполнительного директора Baggu Эмили Сугихара, капсулы хорошо продаются.
Но в социальных сетях коллекция, в которую входят фирменные многоразовые сумки для покупок, мешочки, полотенца и палатка от Baggu, вызвала неоднозначную реакцию. Некоторые потребители выразили гнев и разочарование по поводу использования компанией Collina Strada генеративного искусственного интеллекта, указав на последствия этой технологии для жизни художников, а также на ее потенциальное воздействие на окружающую среду. “Использование искусственного интеллекта непростительно.
Это ранит мое сердце, но я больше не буду покупать в Baggu”, — написал один пользователь. “Это большое разочарование”, — сказал другой. Основательница и креативный директор Collina Strada Хиллари Теймур с прошлого года внедряет искусственный интеллект в свой дизайн и является едва ли не первым брендом, который столкнулся с негативным отношением потребителей к использованию этой технологии.
В январе лос-анджелесский бренд Selkie подвергся критике за использование искусства, созданного с помощью искусственного интеллекта, для продвижения своих цветочных платьев. В прошлом году Levi’s приостановил запуск пилотного проекта, в рамках которого на веб-сайте появились модели, созданные с помощью искусственного интеллекта.
Даже на фоне этих противоречий индустрия моды приняла этот инструмент более или менее с распростертыми объятиями. Согласно отчету BoF о состоянии моды в 2024 году, проведенному среди руководителей отрасли, 73% опрошенных заявили, что генеративный ИИ станет ключевым приоритетом для их бизнеса в этом году.
В декабре Tommy Hilfiger объявил о запуске мобильной модной игры, в которой используется генеративный ИИ. Такие бренды, как Valentino и Casablanca, внедряют эту технологию в свои маркетинговые кампании. В осенне-зимней коллекции Monse 2024 года также были представлены принты, созданные с использованием искусственного интеллекта. В случае с Collina Strada для создания двух принтов в коллекции Baggu использовалась программа искусственного интеллекта Midjourney, которая смешивала существующие рисунки из архивов бренда, чтобы создать многослойный эффект. Это означает, что в процессе работы не использовались никакие внешние принты, и результат полностью отражает творческую индивидуальность бренда, говорит Теймур.
Затем принт был нанесен на коллаж из других принтов из предыдущих коллекций и добавлены нарисованные вручную логотипы Collina Strada. “[Искусственный интеллект] помог мне по-другому взглянуть на свою работу и повысил мой творческий потенциал”, — сказал Теймур, который сравнил его с работой писателя, использующего тезаурус. “Это невероятно распространенный инструмент.. больше брендов должны быть прозрачны в отношении того, как они его используют”.
Искусственный интеллект еще не получил массового признания в общественной сфере, несмотря на то, что ряд брендов внедрили эту технологию. Реакция общественности усиливается из-за “того факта, что бренды часто заявляют о своих высоких этических стандартах, что, по мнению некоторых потребителей и критиков, должно было заставить их быть особенно осторожными при использовании искусственного интеллекта”, — сказала Сьюзан Скафиди, профессор и директор Института права моды.
Поскольку использование генеративного ИИ становится все более распространенным, бренды, которые решают использовать эту технологию, должны действовать осторожно и иметь в своем распоряжении стратегии, гарантирующие потребителям, что использование ими этого инструмента не будет копировать работы других художников, сохранит результаты работы их собственных дизайнеров и сведет к минимуму воздействие на окружающую среду другими способами. Критики ИИ часто указывают на потенциальное копирование защищенных авторским правом разработок художников без компенсации или зачета.
Другие обеспокоены тем, что ИИ заменит дизайнеров-людей. Наиболее ярые критики Баггу обратили внимание на энергоемкий процесс, необходимый для обучения моделей искусственного интеллекта. Исследователи из Вашингтонского университета подсчитали, что при обучении большой языковой модели выделяется более чем в 55 раз больше углекислого газа, чем в среднем за год выбрасывается человеком. Однако расчет углеродного следа от каждого использования искусственного интеллекта является более сложной задачей.
Исследование, проведенное стартапом Hugging Face и Университетом Карнеги-Меллона, показало, что индивидуальное использование ИИ снижает выбросы углекислого газа, поскольку “изображения и текст находятся в нижней части спектра с точки зрения выбросов”, что составляет от 0,002 до 0,007 кВт *ч на 1000 подсказок — эквивалент зарядки смартфон. Однако в исследовании отмечается, что индивидуальное рутинное использование этой технологии в долгосрочной перспективе приведет к увеличению выбросов по сравнению с обучением моделей искусственного интеллекта.
Бренды, использующие искусственный интеллект, будь то в процессе разработки продукта или где-либо еще, нуждаются в четкой коммуникационной стратегии, чтобы убедить клиентов в том, что этот инструмент используется ответственно. “Люди просто напуганы. Это что-то новое, необычное, и многие люди этого не понимают”, — сказал Сугихара. “Я всегда хотел бы, чтобы мы еще лучше донесли информацию об этом, чтобы никто не запутался, и мы несем за это полную ответственность”.
Хотя Baggu не использует искусственный интеллект в дизайне своей продукции, бренд заявил, что использование искусственного интеллекта в творческой работе и его воздействие на окружающую среду “являются областями, которые нас глубоко волнуют, и мы будем продолжать подходить к ним с пониманием”.
Бренды могут избежать возможного копирования работ других художников, вводя в программное обеспечение искусственного интеллекта только свои собственные рисунки, как это сделал Taymour с принтами Baggu, которые впервые появились на показе бренда весной 2024 года.
Копенгагенский бренд готовой одежды Heliot Emil использовал generative AI для создания своей коллекции Весна-лето 2024, основанной на предыдущих коллекциях и образах бренда. Норма Камали с помощью Maison Meta внедряет новый тип планирования преемственности, разрабатывая систему искусственного интеллекта, которая повторит философию дизайна 78-летней модельерши и продолжит наследие ее лейбла, когда она решит уйти.
Что касается воздействия ИИ на окружающую среду, Теймур сказал, что небольшие бренды, использующие эту технологию, несправедливо подвергаются нападкам и что потребители, обеспокоенные углеродным следом ИИ, должны требовать от крупных корпораций соблюдения тех же стандартов. Collina Strada “продолжит следить за исследованиями и разработками в этой области, чтобы убедиться, что мы остаемся в разумном соответствии с нашими идеалами устойчивого бренда”, — говорится в заявлении компании для BoF.
Твитнуть